Нужно ли проходить с ребёнком ПМПК перед поступлением в 1-й класс, если заключение уже было получено ранее, при поступлении в детский сад?
Да, при переходе с одного уровня образования на другой необходимо вновь пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), если ребенку по-прежнему необходимы специальные условия для получения образования. То есть пройти ПМПК нужно при поступлении в 1 класс, при переходе с дошкольного уровня образования на начальный.
Нужно ли проходить с ребёнком ПМПК перед поступлением в 5-й класс, если заключение уже было получено ранее, при поступлении в начальную школу?
Да, необходимо, если ученику также требуются специальные условия получения образования. Заключение ПМПК действительно на уровень образования, то есть на дошкольный уровень, начальную школу и пр. Есть исключение: если при поступлении в школу ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), то такое заключение ПМПК действительно на весь период его обучения в школе, то есть проходить ПМПК нужно лишь при поступлении в школу.
В чём разница: «ребёнку нужна психолого-педагогическая помощь» и «ребёнку нужны специальные условия обучения»?
Если речь идет о том, что ребенок нуждается в психолого-педагогической помощи – это означает, что он может обучаться по основной общеобразовательной программе (ООП), но ему требуется небольшая поддержка специалистов (педагога-психолога и/или учителя-логопеда). Такую поддержку образовательное учреждение может предоставить обучающемуся по решению школьного психолого-педагогического консилиума и поход на ПМПК не нужен.
Если в рекомендациях ПМПК указаны «специальные условия обучения и воспитания», это означает, что ребенок является «обучающимся с ограниченными возможностями здоровья» и нуждается в специальных условиях для получения образования. Под специальными условиями понимаются условия, определенные Законом об образовании №273 – ФЗ: специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
Кто решает, что ребёнок является «обучающимся с ограниченными возможностями здоровья»?
Чтобы ребенок получил статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), ему необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая проведет комплексное обследование ребенка и примет соответствующее решение.
В заключении ПМПК написано, что ребёнку необходимо обучение по адаптированной программе, указан и её вариант. Что это за программа, и какие у неё бывают варианты?
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Школьные адаптированные программы для одной категории обучающихся с ОВЗ имеют несколько вариантов: от 2 до 4. В чем между ними разница?
Вариант программы 1, предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с нормотипичными детьми учебному плану. Его развитие приближено к возрастной норме, но ему требуется поддержка специалистов. Кроме того, учитель на уроке так же организует коррекционно-развивающую поддержку.
2-й вариант — обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, но в пролонгированные сроки обучения, как и нормотипичные сверстники. Эти дети на момент поступления в школу не достигают уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что усвоение программы для ребенка будет растянуто на более длительный срок. Коррекционная направленность обучения будет пронизывать весь учебный процесс. С таким учеником обязательно будет проводиться коррекционно-развивающая работа специалистами, а на уроках педагоги будут организовывать ему необходимую поддержку.
3-й и 4-й варианты — обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями условно нормативно развивающихся сверстников. Обучение по третьему варианту означает, что у ребенка при ведущем нарушении (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройстве аутистического спектра), имеется еще и умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности. Третьему варианту аналогичен 1-ый вариант АООП для обучающихся с умственной отсталостью.
Если ребенок не может освоить вариант 3, в связи с более тяжелым интеллектуальным недоразвитием (то есть это уже не легкая, а умеренная, тяжелая или глубокая степень умственно отсталости), либо это тяжелые и множественные нарушения развития, то он получает образование по варианту 4 (аналогичен ему вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью).
Обучение по 3 и 4 вариантам осуществляется по учебным планам, существенно отличающимся от учебных планов вариантов 1 и 2. Академический компонент образовательной программы в этом случае уменьшается, большее внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции.
Варианты 3 и 4 предполагают выдачу (по окончании школы) не аттестата, а свидетельства об обучении.
Где можно увидеть адаптированную основную общеобразовательную программу, по которой обучается мой ребёнок?
Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) разрабатываются образовательной организацией самостоятельно. Эти программы разрабатываются на уровень образования (дошкольный, начальный и пр.) и для тех категорий обучающихся, которые на этот момент обучаются. В основе разработки АООП лежат примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, которые представлены на сайте государственной информационной системы «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» (
fgosreestr.ru). Механизм разработки и утверждения АООП прописываются в локальном акте образовательной организации, который может быть назван как «Положение о порядке разработки и реализации адаптированных основных (обще)образовательных программ». В создании и обсуждении рабочего варианта АООП могут принимать участие и родители/законные представители. После утверждения АООП размещается на сайте образовательной организации.
Можно ли перевести ребёнка с адаптированной на обычную образовательную программу?
Да, перевести ребенка с адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) на основную общеобразовательную программу (ООП) можно, если имеющиеся проблемы развития полностью ликвидированы после оказания ему коррекционной поддержки. Для этого вам необходимо обратиться к представителям администрации образовательной организации и написать соответствующее заявление. Желательно учесть при принятии такого решения мнение педагогов и специалистов.
Может ли образовательная организация без согласия родителей (законных представителей) записать ребёнка на ПМПК?
Нет, обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) возможно только с согласия родителей/законных представителей.
Родители/законные представители могут обратиться на ПМПК как по рекомендации специалистов образовательной организации, так и приняв такое решение самостоятельно.
Обязаны ли родители (законные представители) сообщать в образовательную организацию о том, что они с ребёнком посетили ПМПК, а также о содержании полученного там заключения?
Нет, не обязаны. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) носит для родителей/законных представителей детей рекомендательный характер.
Но, все же стоит при этом понимать, что, если ребенку необходимы специальные условия получения образования, а родители/законные представители своими действиями препятствуют этому, они тем самым нарушают права ребенка.
В течение какого времени родителям (законным представителям) нужно передать заключение ПМПК в образовательную организацию?
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения.
Обязана ли образовательная организация создать обучающемуся специальные условия получения образования при наличии соответствующего заключения ПМПК, если у школы не хватает нужных специалистов (например, учителя-дефектолога)?
Представленное родителями/законными представителями обучающегося заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Образовательная организация должна найти пути решения возникающих у нее, в связи с этим трудностей, в том числе, и найти нужных специалистов. Это возможно сделать путем сетевой реализации образовательных программ.
Как можно перевести ребёнка с ОВЗ на обучение на дому?
Инициировать перевод обучающегося на обучение на дому может только врач. Для этого в том медицинском учреждении, где наблюдается ребенок, нужно получить справку, что ему рекомендована эта форма обучения (врач при этом руководствуется утвержденным списком заболеваний).
Полученное заключение нужно принести в школу, написать соответствующее заявление на имя директора и уже по приказу директора вашего ребенка переведут на обучение на дому.
При такой форме обучения педагоги приходят на дом к ученику.