Вопросы
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия на территории муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный округ"

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ

 

  • Нужно ли проходить с ребёнком ПМПК перед поступлением в 1-й класс, если заключение уже было получено ранее, при поступлении в детский сад?

    Да, при переходе с одного уровня образования на другой необходимо вновь пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), если ребенку по-прежнему необходимы специальные условия для получения образования. То есть пройти ПМПК нужно при поступлении в 1 класс, при переходе с дошкольного уровня образования на начальный.

  • Нужно ли проходить с ребёнком ПМПК перед поступлением в 5-й класс, если заключение уже было получено ранее, при поступлении в начальную школу?
        Да, необходимо, если ученику также требуются специальные условия получения образования. Заключение ПМПК действительно на уровень образования, то есть на дошкольный уровень, начальную школу и пр. Есть исключение: если при поступлении в школу ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), то такое заключение ПМПК действительно на весь период его обучения в школе, то есть проходить ПМПК нужно лишь при поступлении в школу.
  • В чём разница: «ребёнку нужна психолого-педагогическая помощь» и «ребёнку нужны специальные условия обучения»?

     Если речь идет о том, что ребенок нуждается в психолого-педагогической помощи – это означает, что он может обучаться по основной общеобразовательной программе (ООП), но ему требуется небольшая поддержка специалистов (педагога-психолога и/или учителя-логопеда). Такую поддержку образовательное учреждение может предоставить обучающемуся по решению школьного психолого-педагогического консилиума и поход на ПМПК не нужен.

    Если в рекомендациях ПМПК указаны «специальные условия обучения и воспитания», это означает, что ребенок является «обучающимся с ограниченными возможностями здоровья» и нуждается в специальных условиях для получения образования. Под специальными условиями понимаются условия, определенные Законом об образовании №273 – ФЗ: специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

  • Кто решает, что ребёнок является «обучающимся с ограниченными возможностями здоровья»?

    Чтобы ребенок получил статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), ему необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая проведет комплексное обследование ребенка и примет соответствующее решение.

  • В заключении ПМПК написано, что ребёнку необходимо обучение по адаптированной программе, указан и её вариант. Что это за программа, и какие у неё бывают варианты?
      Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    Школьные адаптированные программы для одной категории обучающихся с ОВЗ имеют несколько вариантов: от 2 до 4. В чем между ними разница?

    Вариант программы 1, предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с нормотипичными детьми учебному плану. Его развитие приближено к возрастной норме, но ему требуется поддержка специалистов. Кроме того, учитель на уроке так же организует коррекционно-развивающую поддержку.

    2-й вариант — обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, но в пролонгированные сроки обучения, как и нормотипичные сверстники. Эти дети на момент поступления в школу не достигают уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что усвоение программы для ребенка будет растянуто на более длительный срок. Коррекционная направленность обучения будет пронизывать весь учебный процесс. С таким учеником обязательно будет проводиться коррекционно-развивающая работа специалистами, а на уроках педагоги будут организовывать ему необходимую поддержку.

    3-й и 4-й варианты — обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями условно нормативно развивающихся сверстников. Обучение по третьему варианту означает, что у ребенка при ведущем нарушении (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройстве аутистического спектра), имеется еще и умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности. Третьему варианту аналогичен 1-ый вариант АООП для обучающихся с умственной отсталостью.

    Если ребенок не может освоить вариант 3, в связи с более тяжелым интеллектуальным недоразвитием (то есть это уже не легкая, а умеренная, тяжелая или глубокая степень умственно отсталости), либо это тяжелые и множественные нарушения развития, то он получает образование по варианту 4  (аналогичен ему вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью).

    Обучение по 3 и 4 вариантам осуществляется по учебным планам, существенно отличающимся от учебных планов вариантов 1 и 2. Академический компонент образовательной программы в этом случае уменьшается, большее внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции.

    Варианты 3 и 4 предполагают выдачу (по окончании школы) не аттестата, а свидетельства об обучении.

  • Где можно увидеть адаптированную основную общеобразовательную программу, по которой обучается мой ребёнок?

    Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) разрабатываются образовательной организацией самостоятельно. Эти программы разрабатываются на уровень образования (дошкольный, начальный и пр.) и для тех категорий обучающихся, которые на этот момент обучаются. В основе разработки АООП лежат примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, которые представлены на сайте государственной информационной системы «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» (fgosreestr.ru). Механизм разработки и утверждения АООП прописываются в локальном акте образовательной организации, который может быть назван как «Положение о порядке разработки и реализации адаптированных основных (обще)образовательных программ». В создании и обсуждении рабочего варианта АООП могут принимать участие и родители/законные представители. После утверждения АООП размещается на сайте образовательной организации.

  • Можно ли перевести ребёнка с адаптированной на обычную образовательную программу?

    Да, перевести ребенка с адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) на основную общеобразовательную программу (ООП) можно, если имеющиеся проблемы развития полностью ликвидированы после оказания ему коррекционной поддержки. Для этого вам необходимо обратиться к представителям администрации образовательной организации и написать соответствующее заявление. Желательно учесть при принятии такого решения мнение педагогов и специалистов.

  • Может ли образовательная организация без согласия родителей (законных представителей) записать ребёнка на ПМПК?
      Нет, обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) возможно только с согласия родителей/законных представителей.

    Родители/законные представители могут обратиться на ПМПК как по рекомендации специалистов образовательной организации, так и приняв такое решение самостоятельно.

  • Обязаны ли родители (законные представители) сообщать в образовательную организацию о том, что они с ребёнком посетили ПМПК, а также о содержании полученного там заключения?
      Нет, не обязаны. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) носит для родителей/законных представителей детей рекомендательный характер.

    Но, все же стоит при этом понимать, что, если ребенку необходимы специальные условия получения образования, а родители/законные представители своими действиями препятствуют этому, они тем самым нарушают права ребенка.

  • В течение какого времени родителям (законным представителям) нужно передать заключение ПМПК в образовательную организацию?

    Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения.

  • Обязана ли образовательная организация создать обучающемуся специальные условия получения образования при наличии соответствующего заключения ПМПК, если у школы не хватает нужных  специалистов (например, учителя-дефектолога)?

    Представленное родителями/законными представителями обучающегося заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Образовательная организация должна найти пути решения возникающих у нее, в связи с этим трудностей, в том числе, и найти нужных специалистов. Это возможно сделать путем сетевой реализации образовательных программ.

  • Как можно перевести ребёнка с ОВЗ на обучение на дому?
      Инициировать перевод обучающегося на обучение на дому может только врач. Для этого в том медицинском учреждении, где наблюдается ребенок, нужно получить справку, что ему рекомендована эта форма обучения (врач при этом руководствуется утвержденным списком заболеваний).

    Полученное заключение нужно принести в школу, написать соответствующее заявление на имя директора и уже по приказу директора вашего ребенка переведут на обучение на дому.

    При такой форме обучения педагоги приходят на дом к ученику.

Дата последнего обновления страницы 15.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения