Начинать обучение детей с интеллектуальными нарушениями следует не позже достижения ими 8 лет. Родители могут выбрать, где обучать своего особенного ребенка: вместе с другими обучающимися; в отдельных классах и группах; в отдельных образовательных организациях.
Для получения образования детьми с интеллектуальными нарушениями должны быть созданы специальные условия.
Урочная деятельность этих обучающихся должна включать как учебные предметы, так и коррекционно-развивающие занятия.
Внеурочная деятельность должна включать занятия коррекционной направленности (не менее 5 часов в неделю), индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики.
Для поддержки обучения детей должна быть разработана программа сотрудничества с их родителями.
Обучение детей с интеллектуальными нарушениями строится в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и (или) индивидуальной программы реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида.
Программы обучения для таких детей могут быть следующих видов.
Вариант 1. АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, где 30 или 40% составляют предметные области и 60 или 70% отведены на формирование и развитие жизненной компетенции детей.
Вариант 2. Специальная индивидуальная программа развития (учитывает специальные образовательные потребности ребенка) для детей с тяжелыми, глубокими или множественными нарушениями, основное внимание в которой уделяется развитию жизненных компетенций ребенка.
Для обеспечения безбарьерной среды для детей с интеллектуальными нарушениями обучение строится с учетом их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей; с использованием специальных учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей, специально разработанных дидактических пособий и технических средств обучения.
Безбарьерная архитектурная среда обеспечивается путем создания специальных учебных и практических помещений для учащихся с интеллектуальными нарушениями: классов с зонами для обучения и отдыха; трудовых мастерских; кабинетов для уроков «Основы социальной жизни», «Домоводство».
При проектировании зданий и помещений должен быть использован универсальный дизайн. В случае обучения учащихся вдали от дома, им должны быть предоставлены жилые помещения для проживания.
Кадровый состав образовательных организаций, в которых обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, должен состоять из педагогических работников (учителей, дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов, тьюторов и др.); медицинских работников, врачей-специалистов; ассистентов (помощников) и другого вспомогательного персонала.
Итогом освоения стандарта становится получение выпускником с интеллектуальными нарушениями документа государственного образца — Свидетельства об обучении.
С учетом особых образовательных потребностей обучающегося, ему может быть предоставлена возможность продолжить обучение по программам профессионального обучения (в том числе и в общеобразовательных организациях), чтобы он мог овладеть профессией и занять соответствующее место на рынке труда.
Подробнее — в инфографике, подготовленной Министерством просвещения Российской Федерации.
Источник: Пресс-служба Минпросвещения России, электронный периодический журнал «Вестник образования», официальный телеграм-канал Института коррекционной педагогики РАО