Родителям
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия на территории муниципального образования "Верхнетоемский муниципальный округ"

Родителям(законным представителям)

 

Аббревиатура «ПМПК» (психолого-медико-педагогическая комиссия) иногда пугает родителей и заставляет их тревожиться за будущее ребенка. Между тем главная задача комиссии — обследовать детей, испытывающих трудности в обучении, подобрать образовательную программу с учетом их особенностей и, в конечном счете, помочь им адаптироваться в обществе.

Что такое ПМПК?

В России сейчас более 1400 ПМПК, которые каждый год проводят больше полутора миллионов обследований, так что, если вы собираетесь пройти такую комиссию, ваш случай совсем не уникален.

Психолого-медико-педагогическая комиссия занимает особое место в системе органов образования и создается для своевременного выявления детей с особенностями в физическом или психическом развитии, отклонениями в поведении. По результатам комплексного обследования ребенка комиссия готовит рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи ребенку и организации его обучения и воспитания. В случае необходимости комиссия также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.

 

Кто и когда может отправить ребенка на ПМПК?

Обследование ребенка на ПМПК может быть проведено как по инициативе родителей (законных представителей), если они полагают, что у ребенка есть препятствия к освоению программы, так и по направлениям образовательной организации, которую посещает ребенок, либо медицинской организации, в которой он наблюдается.

Образовательная организация в случае стойкого неосвоения образовательной программы ребенком может дать направление на его обследование в ПМПК. Родители в таком случае должны дать свое письменное согласие на обследование.

Обследование на ПМПК может понадобиться и при оформлении инвалидности — в этом случае ребенка направляет бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

  Какие специалисты входят в состав комиссии?

  Учитель-дефектолог определяет зону актуального и ближайшего развития ребенка. Именно здесь пригодятся рабочие тетради по русскому языку и математике, контрольные работы, диктанты, сочинения или изложения, а для детсадовцев — творческие поделки. Это позволит дефектологу понять текущий этап развития ребенка, оценить степень усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их. Он же изучает характеристику из школы или детского сада. Удостоверьтесь, что в ней зафиксированы общая оценка развития ребенка глазами учителя, характер оказываемой помощи и ее эффективность и, самое главное — описано, чему удалось научить ребенка (в соответствии с программой обучения) и за какой срок.

Педагог-психолог оценивает поведение и характер общения, высшие психические функции, учитель-логопед — уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.

В состав комиссии также входят медицинские работники, именно они изучают выписку из медицинской документации ребенка. Если у малыша есть проблемы со слухом или зрением, в состав комиссии также могут входить тифло- и сурдопедагог, врач-офтальмолог, врач-сурдолог и оториноларинголог (ЛОР), однако такие узкопрофильные специалисты есть не в каждой комиссии. В таком случае необходимо представить заключение или результаты обследования у этих врачей.

Продолжительность обследования зависит от его задач и общего состояния ребенка; в среднем оно занимает от получаса до полутора часов. Бывают случаи, когда комиссия может принять решение о дополнительном обследовании в другой день.

 Условия приёма ребёнка на ПМПК

 1. На ПМПК ребенок приходит в сопровождении родителей (законных представителей) или с сопровождающим лицом, имеющим доверенность от родителей (законных представителей).

2. Родители (законные представители) дают письменное согласие на обследование ребенка специалистами ПМПК.

3. Наличие необходимой документации.

 

Как подготовиться к обследованию на ПМПК?

1. Родители (законные представители) должны четко понимать цель обращения на ПМПК.

Обратите внимание, что комиссия:

  •  ПМПК не принимает решения о необходимости индивидуального обучения ребенка (этот вопрос решается в медицинском учреждении).

  •  ПМПК не оставляет ребенка на повторное обучение и не переводит из класса в класс (этот вопрос решается в образовательном учреждении).

  •  ПМПК не комплектует группы компенсирующей направленности и классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Целью деятельности ПМПК является выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

 

2. Подготовьте все необходимые документы:

   Обязательные документы:

  •  документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) (паспорт)

  •  документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка (постановление о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, выданное органами опеки и попечительства, свидетельство об усыновлении; удостоверение опекуна/попечителя)

  •  свидетельство о рождении или паспорт ребенка

  •  подробная выписка из истории развития ребенка или медицинская карта

  •  характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией

  •  письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка

Документы, предоставляемые при необходимости:

  •   заключение невролога (при дизартрии)

  •   заключение сурдолога с рекомендациями (при нарушениях слуха)

  •   заключение офтальмолога с рекомендациями (при нарушениях зрения)

  •  заключение ортопеда с рекомендациями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата)

Документы, предоставляемые при наличии:

  •  направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации

  •  заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка

  •  заключение психолого-медико-педагогического консилиума

  •  заключения специалиста: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога

  •  индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида

3. Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование: настраивайте дошкольника на игровую деятельность, а школьника на общение с педагогами.

4. Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку.

 

5. Помните, что время обследования каждого ребенка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время обследования на ПМПК может не совпадать со временем предварительной записи. Для того, чтобы помочь ребенку спокойно ожидать обследования, возьмите с собой его любимую игрушку, книжку, предложите ребенку что-нибудь перекусить (сок, фрукт, печенье и т.п.).

 

6. Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование.

 

7.  При  ребенке не произносите фразы «он (она) стесняется»,  «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает» поскольку Вы даете установку на подобное поведение.

 

8. Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

 

9. После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали.

 

 ПАМЯТКИ

  • Образование детей с ОВЗ и инвалидностью: выбор маршрута (.pdf)

  • Обучение детей с нарушением интеллекта (.pdf)

  • Выпускник с ОВЗ и инвалидностью: выбор профессиональной траектории (.pdf)

  • Профессиональное образование инвалидов и лиц с ОВЗ (.pdf)

ИНФОРМАЦИЯ

  •  Перечень государственных учреждений Архангельской области, оказывающих раннюю помощь детям целевой группы и их семьям в Архангельской области (.pdf)

Дата последнего обновления страницы 15.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения